Причины износа тормозных дисков
Вождение автомобиля подразумевает частые разгоны и остановки. Детали тормозной системы работают в тяжелых условиях и сильно нагреваются. Неоднородность материала, из которого изготавливаются колодки, приводит к тому, что в процессе работы на поверхности дисков образуются продольные канавки и борозды, износ тормозного диска происходит неравномерно.
В городе или на трассе после интенсивной езды нагретые до высоких температур тормозные диски вместе с колесами попадают в лужу, в результате резкого перепада температур может произойти искривление диска, диск "ведет".
Шероховатость рабочей поверхности (царапины) - результат, например, попадания грязи, мелких камней, поздняя замена тормозных колодок, когда на части поверхности колодка была изношена до металла.
Чем грозит износ тормозных дисков
Биение в рулевое колесо или педаль тормоза при торможении (искривлены передние тормозные диски) или вибрация всего автомобиля при торможении (искривлены задние тормозные диски).
Снижается управляемость автомобилем.
Увеличивается тормозной путь автомобиля по причине неравномерного прилегания тормозной колодки к тормозному диску.
Увеличенный износ колодок.
Риск заклинивания.
Что делать для устранения проблемы
1. Проточка тормозных дисков без снятия с автомобиля
Проточка тормозных дисков позволяет сэкономить на замене тормозных дисков. Но, только в тех случаях, когда толщина тормозного диска позволяет произвести операцию по проточке, без нарушений минимальных допустимых величин толщины тормозного диска.
Современный метод. На сервисе снимаете колеса, подключаете стенд для проточки. Через 7-10 минут отключаете стенд и ставите колеса.
Передвижные станки состоят из электромеханического привода вращения диска и блока с резцами. Перед проточкой привод, установленный на штативе соосно с обрабатываемым диском, соединяют с ним с помощью переходной скобы. Блок резцов крепят на корпусе подшипника или на поворотном кулаке (вместо снятого тормозного суппорта) так, чтобы диск располагался симметрично между резцами.
При такой схеме ремонта учитывается реальное положение суппорта, ступицы и диска, что позволяет после проточки получить величину биения диска не более 0,01 мм.
В некоторых случаях (например, при износе колесного подшипника) качество проточки может оказаться ниже. В таких ситуациях мастера сначала предлагают клиенту заменить изношенные узлы или отрегулировать их (выбрать люфт в подшипнике итд).
2. Проточка тормозных дисков со снятием с автомобиля
Проточка тормозных дисков позволяет сэкономить на замене тормозных дисков. Но, только в тех случаях, когда толщина тормозного диска позволяет произвести операцию по проточке, без нарушений минимальных допустимых величин толщины тормозного диска.
Старый способ. На сервисе или самостоятельно снимаете колеса, снимаете суппорта и прочее, в зависимости от автомобиля, снимаете тормозные диски, везете их к токарю и протачиваете. После проточки собираете все обратно.
Снятый диск можно обработать на обычном токарном станке. Но такой способ не всегда оптимален – для точной центровки приходится изготавливать специальные оправки. Не на всех станках удается проточить диск с обеих сторон за одну установку. Как правило, сначала обрабатывают одну сторону, после чего переворачивают диск на 180О и протачивают другую плоскость. При этом не всегда удается обеспечить параллельность обрабатываемых поверхностей между собой и относительно привалочной плоскости диска, а также перпендикулярность к оси его вращения.
Более качественный ремонт производится на специализированных станках. Обе стороны диска протачиваются одновременно, что позволяет получить максимальную параллельность плоскостей диска и точность обработки не менее 0,01 мм. При этом используются резцы специальной конфигурации со сменными твердосплавными насадками. Они обеспечивают нужную чистоту обработки поверхности дисков. Высокой точности ремонта способствует большая масса таких станков (600 – 800 кг), что исключает вибрации резцов.
Как бы качественно ни был обработан снятый диск, в некоторых случаях после его переустановки величина биения остается большой – ступица колеса может быть деформирована, повреждена коррозией и т. д. К ошибке приводит и износ установочных плоскостей (например, привалочной, которая восстановлению не подлежит). В результате суммарной погрешности переустановки отремонтированный диск все равно будет «бить». Кроме того, многие автовладельцы не хотят лишний раз снимать диски со ступиц, да и не на всех моделях машин это легко сделать.
3. Замена тормозных дисков
Когда толщина тормозного диска не позволяет произвести операцию по проточке.
Диски восстанавливают не только когда повреждения явно выражены – проточка может понадобиться при очередной плановой замене тормозных колодок, т.к. даже при нормальной эксплуатации поверхность дисков вырабатывается неравномерно.
Проточка желательна, если на краях дисков образовались «буртики», которые соприкасаются с наружной поверхностью новых колодок или металлической основой изношенных. В первом случае колодки при движении на небольших скоростях издают характерный «писк», во втором – скрежет.
Обычно после проточки рекомендуют устанавливать новые тормозные колодки. В этом случае расходы автовладельца увеличиваются, зато время приработки пары диск-колодка сокращается в 2-3 раза, а эффективность торможения увеличивается в среднем на 20%.
|